Какие тормоза лучше – дисковые или ободные?
Далеко не первый год этот вопрос остается одним из самых острых среди представителей велосообщества. При этом поклонники классики – условно назовем их ретроградами – придерживаются мнения, что проверенные временем V-brake являются лучшим из возможных вариантом. В то же время жадные до всего нового велосипедисты уже оценили мощность торможения в случае использования дисковых тормозов, и пропагандируют идею, что без них немыслимо по-настоящему агрессивное катание - особенно вдали от ровных, как зеркало, асфальтированных велодорожек.
Плюсы и минусы ободных V-brake тормозов
Конструкция таких тормозов отличается простотой и незамысловатостью. Под действием троса, ручка которого расположена на руле, установленные на перьях вилки и заднего треугольника рычаги сближаются между собой. Резиновые колодки на них как бы «стискивают» обода колес, останавливая их вращение.
Эффективность ободных тормозов наряду с простотой регулировки и общей надежностью конструкции объясняет их популярность. Тем не менее, есть и недостатки. Важнейший из них – снижение качества торможения при неидеальных погодных условиях. Намокание тормозных поверхностей в сырую погоду заметно ухудшает качество торможения, как и появление на них инея и даже тонкой корочки льда при минусовой температуре.
Еще один существенный недостаток V-brake - это налипание на тормозные рычаги грязи и глины. Чем более влажная и липкая почва, тем «эффектнее» - со знаком «минус» - выглядит оборудованный ободными тормозами велосипед. Необходимость организовать мойку – это полбеды! Налипшая на рычаги и колодки грязь провоцирует неработоспособность тормозного механизма, а также может стать причиной блокировки колес. И тогда придется либо очищать тормозной механизм прямо в полевых условиях, либо тащить байк на себе.
Наконец, отличные от идеально ровных обода также снижают качество торможения. Наличие «восьмерки» на колесе провоцирует необходимость развести тормозные рычаги на большее расстояние друг от друга, тем самым увеличивая свободный ход ручки тормоза.
Плюсы и минусы дисковых тормозов
Механические дисковые тормоза, как и ободные, «активируются» нажатием на ручку на руле. Такие тормоза эффективнее, чем V-brake, ведь ни намокание, ни обледенение, ни налипание грязи на тормозную поверхность не препятствуют их функционированию. В то же время «механика» - в отличие от «гидравлики» - не способна обеспечить дозированное усилие торможения. Поэтому, если позволяет бюджет, рассматривайте именно гидравлические дисковые тормоза.
Такие тормоза представляют собой замкнутую систему, а торможение обеспечивается воздействием ее жидкого содержимого на поршни в суппорте. В качестве содержимого может выступать масло или тормозная жидкость. Исправные дисковые гидравлические тормоза вообще не требуют проведения какого-либо обслуживания – за исключением необходимости по мере износа заменять тормозные колодки.
Особого внимания заслуживает чуткость гидравлических дисковых тормозов. Еле ощутимое – буквально одним пальцем – нажатие на тормозную ручку обеспечивает ювелирно точное и мягкое торможение!
Сравниваем дисковые и ободные тормоза
Сравнение производится по шести основным параметрам:
- сила торможения у двух видов тормозов одинакового класса. Здесь дисковые тормоза одерживают безоговорочную победу над ободными;
- модуляция – так называют диапазон от совсем слабого, едва ощутимого, торможения до полной блокировки колеса. И ободные, и механические дисковые тормоза характеризуются далеко не лучшей модуляцией; райдер может давить на тормозную ручку сильно, еще сильнее, изо всех сил – и только в этот момент произойдет резкое торможение;
- функционирование в неидеальных погодных условиях. Расположение дискового тормоза в непосредственной близости от центра колеса обеспечивает его бесперебойную работу в дождь, снег и холод. Ни намокание, ни обледенение, ни даже сильное загрязнение ободов колес не сказываются на работе дисковых тормозов – в отличие от V-brake;
- что касается веса тормозов, и, соответственно, их влияния на вес велосипеда, то райдерам, стремящимся максимально облегчить свой байк, имеет смысл выбирать для себя ободный вариант. Дисковые гидравлические тормоза ощутимо тяжелее, но еще тяжелее – дисковая механика;
- также ободные тормоза выигрывают у дисковых и с точки зрения простоты своей конструкции. Это просто два рычага с установленными на них колодками. Райдер нажимает на ручку тормоза, его усилие передается через трос, рычаги с двух сторон сжимают обод, останавливая вращение колеса;
- в случае с V-brake изнашиваются и тормозные колодки, и обод, поэтому со временем может потребоваться их замена. Что касается дисковых тормозов, по мере изнашивания может потребоваться замена колодок и ротора. При этом надо понимать, что ротор заменить существенно проще, чем обод.
Кроме того, на велосипеде с дисковыми тормозами даже суперсильное нажатие на тормозную ручку не станет причиной поломки – просто колесо на это время окажется полностью заблокированным. Крепление рычагов ободного тормоза производится к перьям рамы; таким образом, сильно надавливая на тормозную ручку, райдер рискует их деформировать.
Установка дискового тормоза вместо V-brake
Допустим, вы рассмотрели все «за» и «против» и решили проапгрейдить свой байк, заменив предустановленные на нем ободные тормоза дисковыми. В 99 случаях из 100 придется менять не только тормоза, но и колеса: установить роторы можно только на специальные втулки с соответствующими креплениями, оснащенных которыми по умолчанию велосипедов ничтожно мало. «Почему бы просто не заменить втулки?», - подумаете вы. Можно! Но в таком случае будьте готовы приобрести и спицы другого размера, чтобы самостоятельно переспицевать колесо. Заменить его целиком быстрее и проще, правда?
В нашем ассортименте представлено все, что только может понадобиться для замены ободного тормоза на дисковый . Сами тормоза и тормозные колодки, колеса, втулки, спицы и другие велокомпоненты и запчасти – огромный выбор, лучшие производители, конкурентные цены! Будьте здоровы и активны, радуйте себя и своих любимых правильными подарками!